Реклама

Очередь за серым веществом

Дата публикации: 16.08.2011 Количество просмотров: 1218
Очередь за серым веществом
Рост объёмов девелоперского рынка на юге России в первой половине года привёл к дефициту стройматериалов и, как следствие, к планомерному повышению цен на «хлеб строительства» — цемент

По данным Росстата, в 2010 году лидерами потребления цемента в России стали Волгоградская область и Краснодарский край. Волжане закупили 3,8 млн тонн цемента (128% к аналогичным показателям 2009 года), кубанцы — 2,7 млн тонн (133%), что поставило их на второе и четвёртое место в стране соответственно (лидер — Москва с почти 8 млн тонн). Именно в этих двух субъектах федерации находятся ключевые мощности ЮФО по производству «серого вещества» — в поволжской Михайловке (Себряковский цемзавод, выпускающий 3,325 млн тонн в год) и в приморском Новороссийске (три завода ОАО «Новоросцемент» совокупной мощностью свыше 4 млн тонн). Но если кубанцы усилиями одного только Новороссийска с лихвой могут покрывать сегодняшние потребности своего региона в цементе и даже отправлять его за пределы края, то волжанам приходится прибегать к импорту из других регионов. Одни аналитики сейчас предсказывают резкий скачок стоимости цемента, другие полагают, что недостающее на Юге сырьё можно будет заменить поставками из центральных регионов.

Глобально-региональный аспект

Согласно разработанной Министерством регионального развития РФ Стратегии развития промышленности строительных материалов до 2020 года, через десять лет потребление цемента в стране удвоится и достигнет 97,7 млн тонн ежегодно. Сегодняшнее производство цемента в России составляет 50,4 млн тонн в 2010 году. На юге же страны, где реализуются крупные инфраструктурные проекты (Олимпиада, Чемпионат мира по футболу, восстановление Чечни, развитие туристско-рекреационных зон, дорожное строительство, гидротехнические сооружения и так далее), потребности в цементе могут возрасти многократно.

Для ликвидации этой диспропорции к означенному сроку предстоит ввести новые производственные мощности, которые дадут дополнительно 36,1 млн тонн в год. Правда, потребуются значительные средства, которых сегодня у цементников нет.

По оценке председателя совета директоров ЗАО «Бецема» Владимира Трифонова, значительная изношенность оборудования отечественных предприятий (70–80%) требует срочной модернизации, на которую предстоит потратить до 2020 года не менее 145 млрд рублей. Но цемент нужен уже сегодня, ибо мощности стройкомплекса в ряде регионов страны вышли на докризисный уровень. По данным экспертов «Союзцемента», к 2016 году ввод жилья в России должен составить порядка 100 млн кв. м, для чего необходимо увеличение объёма производства цемента до 90 млн тонн. В текущем году производство в России составит не более 58 млн тонн, а потребление внутри страны — не менее 54 млн тонн.

Требование момента

Но уже сегодня посткризисное восстановление строительной отрасли требует дополнительных рудных и нерудных стройматериалов, что влечёт за собой и рост цен на них. По данным Росстата, в июне 2011 года объёмы жилищного строительства в РФ выросли на 6,4%. За первое полугодие производство цемента в стране увеличилось на 10,2% к соответствующему периоду прошлого года. На Московской фондовой бирже в июне 2011 года объём проданного «серого вещества» более чем втрое превысил показатель предыдущего месяца и составил 149,3 тысячи тонн.

По прогнозу президента Ассоциации строителей России Николая Кошмана, в августе цена тонны цемента может превысить 10 тысяч рублей. Есть надежда, что г-н Кошман был больше эмоционален, чем рационален, ибо в пиковый докризисный строительный бум при дефиците стройматериалов тонна цемента стоила не больше 7-8 тысяч рублей.

«Доля цемента в общей себестоимости строительства не превышает трёх-четырёх процентов, — считает генеральный директор консалтинговой компании MACON Realty Group Илья Володько. — Это значит, что рост цен на него не может существенно повлиять на итоговую стоимость жилья. Вместе с тем, если стройматериалы будут дорожать и дальше, то девелоперам тоже придётся идти на повышение цен. Однако в этом году существенного скачка ждать не стоит».

Интересно, что в «Союзцементе» считают, что «дефицита цемента в России не существует — при потреблении в 54 млн тонн в 2011 году производственные мощности отрасли на сегодняшний день составляют 81 млн тонн». Правда, при этом не поясняется, почему столь могучий потенциал сегодня простаивает, а «серое вещество» всё ещё завозится из Турции и Китая. Уже к лету текущего года доля импорта (основные потребители находятся на Дальнем Востоке и на юге России) выросла с 2,5 до 3,5%. По мнению экспертов рынка, этот показатель в общем потреблении в зависимости от ценовой ситуации может возрасти до 10%.

«Москва с прилегающими к ней регионами увеличила потребление на семь процентов, в то время как в регионах Юга потребление осталось на прошлогоднем уровне, — комментирует директор ГК “Донтехком” (дилер компании “Мордовцемент”) Ирина Государская. — В прошлом же году Юг увеличил потребление на 34 процента. Очевидно, что здесь потребление уже полностью исчерпало возможности как местных производителей, так и заводов из соседних регионов. Москва и область, где восстанавливается финансирование строительных программ, будут только наращивать объёмы закупок цемента. Без ввода новых мощностей усиление дефицита неизбежно как в Центре, так и на Юге — в основных макрорегионах потребления цемента».

Аналитик группы «Брокеркредитсервис» Максим Лобода полагает, что основной рост потребления цемента постепенно сдвигается из европейской части России на Юг — здесь спрос из-за реализации инфраструктурных проектов вырос за год на 38%, а в столице лишь на 8%. Так, Краснодарский край, основной южный производитель и потребитель цемента, увеличил потребление на 34%; около двух третей всего объёма ушло на олимпийские объекты Сочи. Ростовская область, занимающая третье место среди субъектов Юга по потреблению цемента, снизила объёмы закупок на 7%, что вызвано отсутствием масштабного производства внутри региона. В то же время именно на Дону с июля прошлого года цена на цемент выросла более чем наполовину.

Как пояснили «Эксперту ЮГ» в «Донтехкоме», дефицит «серого вещества» в ЮФО и СКФО может быть частично покрыт запуском в промышленную эксплуатацию нового завода «Мордовцемент» мощностью 2,5 млн тонн в год. В компании утверждают, что «большая часть данного объёма предназначена для регионов Юга и усилит позиции компании в ЮФО и СКФО. Ввод новых производств может отсрочить дефицит цемента для потребителей в южных регионах и позволит реализовать все крупные строительные проекты».

Проблема транспортировки

На дефицитный рост цен на цемент влияет и нехватка подвижного состава для его транспортировки, из-за чего сегодня южнороссийские производители не спешат наращивать производство. Отмена эмбарго на экспорт зерна уже привела к тому, что значительная часть вагонов-хопперов, предназначенных для перевозок сыпучих грузов, ушла к грузоотправителям из числа зернотрейдеров. В то же время главный железнодорожный оператор, «Первая грузовая компания», в последнее время списал около 10% хопперов по стране. С 2008 года их парк уменьшился с 36 до 28 тысяч вагонов, причём треть из них сегодня занята под перевозку минудобрений и других сыпучих грузов. Это привело к удвоению стоимости аренды одного хоппера с 750 рублей до 1,5 тысячи рублей в сутки. В подобных обстоятельствах всё решают пробивная способность покупателей и корысть железнодорожных чиновников.

Часть перевозок цемента с заводов потребители могли бы осуществить самовывозом с помощью автомобильного или водного транспорта. Но специализированных автомобилей ещё меньше, а перевозка ими обходится значительно дороже даже высокого железнодорожного тарифа. А для отгрузки водой существуют известные инфраструктурные ограничения, не хватает портовых мощностей.

Как заметил «Эксперту ЮГ» Магомед Абдурахманов, генеральный директор ЗАО «Кавказцемент» (входит в «Евроцемент груп»), сегодня главной заботой для его предприятия является не производство продукции, а её отправка потребителям и обеспеченность подвижным составом. По его словам, компания готова отгружать до 140 вагонов ежесуточно, но получает под загрузку пока чуть более 120. При средней загрузке вагона в 70 тонн это позволяет вывезти всего порядка 250 тысяч тонн при производстве цемента и клинкера в июне 317 тысяч тонн; остальное приходится хранить на предприятии. Бесконечно складировать цемент в силосных башнях невозможно, его необходимо вывозить для выполнения перспективных планов наращивания мощностей с 2,7 до 3 млн тонн в год.

По утверждению управляющего партнёра консалтинговой компании «СМПро»Владимира Гузя, «временный дефицит цемента связан с нехваткой вагонов для его перевозки по железной дороге, что и ведёт к росту потребительских цен на цемент и искусственному дефициту. Однако резкое повышение цен (до 50 процентов) коснулось только сезонных клиентов, а для постоянных покупателей цены выросли не более чем на 10 процентов».

Новые производства

Несложно предположить, что столь высокорентабельный сегмент рынка стройматериалов ЮФО и СКФО не останется без инвестиций в расширение мощностей производства.

На сегодняшний день планы по расширению производства и строительству новых предприятий есть практически у всех основных рыночных игроков на юге России. К примеру, собственниками Себряковского цемзавода принята масштабная программа техперевооружения и налаживания выпуска цемента по «сухому способу». На «Новоросцементе» запускается новая производственная линия мощностью 2,2 млн тонн в год. В настоящее время завершается модернизация Верхнебаканского и Атакайского цементных заводов (оба под Новороссийском, совокупная мощность — 600 тысяч тонн в год). Ожидается, что осенью текущего года на Верхнебаканском заводе (ВБЦЗ) будет запущена производственная линия на 2,3 млн тонн в год, а к началу 2012 года в строй вступит обновлённый Атакайский завод (АЦЗ).

Параллельно заканчиваются переговоры между собственниками группы новороссийских цемзаводов с одной стороны и ВБЦЗ и АЦЗ (группа «Интеко») с другой о поглощении последних. Предприятия предварительно оцениваются в 200 млн долларов. Покупатели выставили условие, по которому сделка будет завершена только после окончания модернизации обоих заводов. Приобретение ещё двух производственных активов позволит новороссийцам уже до конца года консолидировать у себя производственные мощности в размере не менее 8,5 млн тонн ежегодно и выйти в лидеры отрасли на юге России.

Набирает обороты и строительство Чири-Юртовского цемзавода в Чечне. По утверждению председателя республиканского правительства Одеса Байсултанова, сейчас один цех завода производит порядка 1,2 млн тонн в год — объёмы идут на потребности строительства самой республики. В планах компании — расширение объёмов производства до 3 млн тонн. В Дагестане в этом году начнётся реализация проекта ЗАО «ГРАС» — строительство собственного цементного завода на 1,5 млн тонн. По утверждению председателя совета директоров компании Сергея Липатова, объём инвестиций в проект составит не менее 500 млн долларов.

Нет недостатка и в планах по вводу новых мощностей. Руководство «УГМК-холдинг» намерено инвестировать 9 млрд рублей в строительство в 2012–15 годах цемзавода в осетинском Алагире. В Матвеево-Курганском районе Ростовской области французский «Лафарж» предполагает построить первый на Дону цемзавод с мощностью первой очереди на 2 млн тонн. Таким образом, учитывая уже реализуемые проекты, к середине десятилетия на юге России, по оптимистическим прогнозам, производственные мощности цементных заводов могут составить более 20 млн тонн ежегодно — это почти двукратное увеличение по сравнению с сегодняшним днем.



Тэги:  Чири-Юртовский цементный  новоросцемент  повышение цен  цемент  очередь  стройка 

Источник: www.expert.ru



Ссылки по теме:
     Потребление цемента в России может увеличиться до 15% в 2011 г - эксперты
     НО «Союзцемент» прогнозирует в 2011 году опережающий рост производства цемента в России на уровне 16-17%
     Серое вещество снова в цене
     Аналитика. Отгрузка цемента в марте

Поделиться:

Вход пользователей

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Поиск по сайту

Статистика

Участников всего
15834
Участников online
26
Подписано
13380
Объявлений
1126
Компаний
5506
Новостей
13901
Форумов
24
Тем форумов
18887
Cтатей
1665
Резюме/вакансий
531

Подписка




Политика конфиденциальности